Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Шомин Николай Александрович

Шомин Николай Александрович

(10.04.1923 – 9.11.1994)

Танки, созданные под руководством нашего земляка, стоят на вооружении многих государств мира.

Выдающийся конструктор танков Николай Шомин родился 10 апреля 1923 года в селе Дмитряшевка в крестьянской семье. Потом семья переехала в Воронеж, где Николай окончил среднюю школу в 1940 году. В этом же году был призван в Красную армию Ворошиловским районным военкоматом города Воронежа.

Командир танкового батальона

В 1941 году учился в Харьковском бронетанковом училище имени И. В. Сталина. Ещё не окончив училища, в октябре 1941 года в составе сводного батальона курсантов участвовал в боях Великой Отечественной войны. После ускоренного окончания училища направлен в действующую армию, воевал на Западном, Брянском, Центральном, Южном и 4-м Украинском фронтах. Начинал командиром танка первого отдельного танкового батальона 250-й стрелковой дивизии. С марта 1943 года до завершения своего боевого пути — помощник командира танкового батальона по технической части в 79-й танковой бригаде 19-го танкового корпуса. Участвовал в битве за Москву, в Курской битве, в Донбасской, Мелитопольской и Крымской наступательных операциях. В боях проявлял мужество и отвагу. Так, участвуя в Курской битве, в период оборонительных боёв с 5 по 11 июля 1943 года, обеспечил под огнём бесперебойное снабжение батальона боеприпасами и горючим, эвакуировал с поля боя 11 подбитых танков батальона, организовал их ремонт в полевых условиях. В его батальоне не было случаев выхода танков из строя в бою по технической неисправности. Рискуя жизнью, Шомин следовал за боевыми порядками батальона на тягаче для своевременной эвакуации техники.

Во время боёв за Симферополь и Севастополь под частым воздействием вражеской авиации организовал ремонт 56 танков и 9 колёсных машин. Был тяжело ранен в феврале.
На фронте в 1943 году вступил в партию. За проявленное мужество и героизм Николай Александрович был награждён орденом Отечественной войны II степени и тремя орденами Красной Звезды.

Работа в конструкторском бюро «Уралвагонзавода»

В 1944 году капитан Николай Шомин отозван с фронта и направлен на учёбу. В 1949 году окончил военную академию бронетанковых и механизированных войск Красной армии имени И. В. Сталина. С 1949 года работал в конструкторском бюро при заводе №117 (впоследствии «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» при «Уралвагонзаводе») в городе Нижний Тагил Свердловской области: с 1955 года — начальник бюро отдела 520, на протяжении 5 лет — секретарь партбюро отдела 520, главный конструктор отдела 300. Участвовал в работах по созданию, запуску в серийное производство и в модернизации танков Т-54, Т-55, Т-62 и их многочисленных модификаций. Но в 1964 году о танках пришлось забыть. Николай Александрович был назначен главным конструктором СКБ №183 (отдел 300), разрабатывал стартовое оборудование для тактических ракет УР-100, контейнер 15Я15, установку для наземного старта 15У24, «крышу» 15У27 для защиты ствола в шахтном варианте стартового комплекса и установку 15У288. После запуска в серийное производство ракетных комплексов в 1967 году Шомин вновь вернулся к проектированию танков, был назначен заместителем главного конструктора отдела 520 «Уралвагонзавода».

Перевод в Харьков

В 1968 году Шомин переведён в Харьков и назначен заместителем главного конструктора КБ-60, легендарного создателя Т-34-85 А. А. Морозова. Здесь он сразу же включился в создание нового танка Т-64. Постановлением Совета Министров СССР №111 от 22 февраля 1971 года Николаю Александровичу присвоено звание генерал-майор инженерно-технической службы. В мае 1976 года после ухода на пенсию Морозова Шомин назначен на должность главного конструктора Харьковского конструкторского бюро машиностроения. Под руководством Николая Александровича было завершено создание танка Т-64, разработана его модификация Т-64А, боевые машины для инженерных войск и другие виды гусеничной техники. Стараниями конструкторов под руководством Шомина Т-64Б стал надёжным танком. Если первые модели морозовских «шестьдесятчетвёрок» невозможно было эксплуатировать в Сибири и Средней Азии, они были выведены из группы советских войск в Германии и Афганистане и дислоцировались в основном вблизи ремонтных заводов, то созданные Николаем Александровичем Т-64Б стали более надёжными.

Т-80УД

После получения сведений от разведки о разработке в Германии и США танков с газотурбинными двигателями, в Советском Союзе конструкторы получили задание создать аналогичные варианты машин. Принимал участие в разработке танка Т-80 и Шомин. Первоначально за основу был взят танк Т-64, но его ходовая часть потребовала модернизации из-за возросшего веса газотурбинного двигателя и его мощности. Наиболее значительное изменение конструкции было проведено в первой половине 80-х. В 1987 году в серию был запущен танк Т-80УД «Берёза». По ряду причин, в основном экономического характера, вместо ГТД было предложено установить дизель той же мощности. Подразумевалось, что наличие в войсках танков с одинаковым комплексом вооружения и разной силовой установкой упростит логистику и обслуживание техники в случае войны. Все дальнейшие доработки танка Т-80 производились в двух направлениях: на базе газотурбинных модификаций и на базе «Берёзы». Всего было создано более тридцати модификаций танка Т-80, примерно половина из которых принадлежит Харьковскому КБМ.

Разработка танка XXI века

В 1977 году Шомин понял необходимость создания танка нового поколения. Первоначально это была инициативная работа его конструкторского бюро, вылившаяся впоследствии в утверждённую Постановлением ЦК КПСС разработку танка «Боксёр». Проработки принципиально новой компоновки машины велись в нескольких направлениях, и после длительного поиска и бурных обсуждений был сделан вывод о необходимости установки 152-мм орудия и использование принципиально новых идей комплекса управления машиной. Комплекс должен был обеспечивать увязку мощного артиллерийского и высокоточного ракетного оружия с самонаведением на цель со всесуточным и всепогодным прицельным комплексом, привязку танка к местности и управление боем с помощью спутниковой навигации, цифровую засекреченную связь для взаимодействия между танками и вертолётами огневой поддержки, автоматизацию управления огнём и движения машины, с перспективой создания роботизированного танка, применение системы «свой-чужой» по аналогии с авиацией и применение активной защиты. Конечно, возможности вычислительной техники того времени не позволили осуществить всё задуманное, но многое было реализовано, когда в конце 80-х годов Шомин приступил к созданию опытного образца танка четвёртого поколения объект 477 «Молот». Так стали называть танк «Боксёр» после утечки информации к агентам британской разведки. Николай Александрович планировал разместить в необитаемой башне 152-мм пушку и боекомплект из 34 снарядов, а экипаж разместить в бронекапсуле. Управление стрельбой и башней должно было осуществляться с помощью компьютера. В 1984 году был закончен эскизный проект такого танка, а в 1985 году — технический. В 1987 году производственной базой ХКБМ изготовлены опытные образцы нового танка. Но начавшаяся перестройка и уменьшение финансирования не позволили завершить начатое. Приказом МО СССР №0349 от 23 мая 1989 года генерал-лейтенанта Шомина отправили в отставку. В 1990 году он оставил и пост генерального конструктора. Документация на «Молот» в 1991 году была отправлена в Москву вместе с опытными образцами танков, которые остались ржаветь на испытательном полигоне Кубинка.

Идеи Шомина использовались в наше время «Уралвагонзаводом» для создания танка «Армата». За выдающиеся успехи в области создания новых образцов вооружения указами Президиума Верховного Совета СССР («закрытыми») Шомину Николаю Александровичу в 1978 году присуждена Ленинская премия, а в 1983 году — звание Героя Социалистического Труда. Постановлением Совета Министров СССР №240 от 17 февраля 1986 года ему присвоено звание генерал-лейтенант.

Скончался Николай Александрович в Харькове 9 ноября 1994 года. Похоронен на Салтовском кладбище города.

Танки, созданные под руководством Николая Александровича, стоят на вооружении многих государств мира, выпускаются Харьковским заводом, участвуют в военных конфликтах в Сирии, на Украине. Своим «Молотом» он опередил время.

Библиография:

  1. Пожидаев А. Конструктор танков Шомин: [об уроженце с. Дмитряшевка Хлевенского р-на, выдающемся конструкторе танков, генерале-лейтенанте инженерно-технической службы, Герое Социалистического Труда Николае Александровиче Шомине] // Донские вести. – 17 марта.(№10). – с. 6: фото. – (Их подвиги не меркнут).